В наших общеобразовательных школах люди учат английский по 7-10 лет, а иногда и дольше. Так почему же большинство из нас, окончив школу, с трудом изъясняется по-английски даже в элементарных вопросах? Некоторым трудно даже сделать заказ в кафе где-нибудь за границей. Но приходя на языковые курсы, многие практически «с нуля» овладевают английским уровня «intermediate» и выше в течение 1-2 лет. Очевидно, что проблема в подходе к обучению, и это факт.
Давайте выделим основные проблемные зоны системы обучения английскому в государственных школах:
- Проблема мотивации учеников. Все мы знаем, что «плясать надо от печки», так вот здесь и начинаются все проблемы. Никто не убеждает детей в нужности английского языка, не рассказывает о преимуществах понятно и доступно. «Учи, тебе в будущем понадобится» - выглядит не слишком убедительно, особенно если учесть, что мы обращаемся к детям. Заинтересовать детей и подростков не так уж и просто, нужно подходить к делу творчески, преподносить информацию в игровой форме, обсуждать интересные и актуальные темы и т.д. Однако преподаватели государственных школ относятся к этому скептически. Один педагог остроумно передал весь смысл нашего школьного образования в предложении – «В наших школах преподается не иностранный язык, а некий предмет, рассказывающий о нем».
- Преподаватели редко приветствуют учеников, которые любят задавать вопросы, дискутировать с учителем и делать по-своему. Если школьник задает много вопросов и где-то не согласен с точкой зрения учителя, то он постепенно переносится из успевающих в отстающие. Многие преподаватели считают, что те, кто задают много вопросов, плохо поняли материал, к тому же, такие «почемучки» причиняют дискомфорт – ведь они нарушают привычный монотонный процесс обучения! К сожалению, это убивает весь энтузиазм у заинтересованных учеников, у них пропадает интерес и мотивация.
- Нам прививают боязнь сделать ошибку. Да, в школе нас не учат тому, что ошибки – это часть нашей жизни и лишь ошибаясь, мы учимся делать что-то правильно. В наших школах за ошибки ругают и иногда даже высмеивают. В итоге большинство детей боятся даже рот раскрыть – «Вдруг я что-то скажу не так, и все начнут смеяться, или учитель отругает и поставит двойку?» Это является основной проблемой данной системы образования, а первая задача языковых курсов - это исправление ситуации. Необходимо отучить студента бояться сделать ошибку и объяснить, что через ошибки приходит понимание.
- Незаинтересованность учителей. Большинство преподавателей в российских школах - «советской закалки», и привыкли учить только по определенным учебникам. К тому же английский язык в СССР и России 90-х годов не был столь популярен и нужен, а соответственно и учили подобающе - не с целью научить, а просто чтобы было.
- В государственных школах нет цели поставить речь. Прослеживается явная зацикленность на теории в ущерб практике. Результат – языковой барьер у каждого второго студента. Нас учат только грамматике и переводам в обнимку со словарем, заставляют выполнять нудные упражнения в учебнике и вызывают к доске для пересказа скучных текстов. Нередко бывает так, что занятия ведутся на русском, зато при обращении к учебнику преподаватель требует прочтения и перевода сложных текстов. Результат при таком подходе предсказуемый и крайне печальный.
Как же выучить английский без ущерба для физического и психического здоровья? Советуем не подпускать к себе преподавателей, работающих по советским методикам и пользоваться зарекомендовавшими себя учебниками, желательно иностранных авторов. А еще – надо говорить, говорить много и часто, ведь все приходит с практикой. Удачи!